Методы построения граф-сетей на уровнях направлений
08.12.2016Для каждого научного направления можно построить граф-сеть по проблемам, указав логическую взаимосвязь, отражающую зависимость решения каждой из проблем рассматриваемого направления от решения других проблем. Для решения каждой проблемы можно указать перечень тем научно-исследовательских работ и можно составить граф-сеть по темам. И наконец, внутри каждой темы можно указать этапы, разделы и вопросы и составить граф-сеть по вопросам.
Методы построения граф-сетей на уровнях направлений, проблем и отдельных тем ничем не отличаются от общепринятых. Однако вопрос о научно обоснованном определении сроков научно-исследовательских работ и об оптимальном распределении имеющегося состава научных работников при учете их квалификации и специализации приобретает первостепенное значение. Если построение сети научных исследований позволит получать значительные выигрыши за счет ликвидации ненужного дублирования сил на второстепенных вопросах, освобождения научных работников от посторонних дел, не связанных с научной работой, ликвидации бесперспективных направлений, субъективных проблем и «тупиковых» (не имеющих реального выхода) тем, то оптимальное распределение научных работников при концентрации достаточных сил на главных направлениях приведет к тому, что процесс научных исследований станет полностью управляемым, а это будет иметь громадное значение для любого вида человеческой деятельности и в кажет в конечном счете большое влияние на темпы роста производительности труда. Хотите, чтобы на участке была банька? Закажите строительство хамама под ключ.
Ясно, что общая задача оптимального распределения научных работников, которых в настоящее время в насчитывается более 660 тысяч в 4650 научно-исследовательских учреждениях и на кафедрах вузов, является весьма и весьма сложной, и в общем случае эту задачу, по-видимому, невозможно сформулировать математически, если оставаться на уровне тем. Однако задачу можно решить уже сейчас, если последовательно искать оптимальное распределение научных работников сначала по областям, затем по направлениям, проблемам и темам.